Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какие мероприятия вы хотели бы в шестой школьный день?
Всего 79 человек

Инновационный проект РОДИТЕЛЯМ

Дата: 7 апреля 2017 в 16:39, Обновлено 1 марта в 16:43

«Формирование конкурентоспособной личности в семье»

Онлайн – семинар для родителей

Март 2018                

Уважаемые родители!

       Мы продолжаем диалог о роли родителей в воспитании конкурентоспособной личности.

         Существует мнение, что у хороших  родителей всегда вырастают хорошие дети. Но что же такое хорошие родители? Ведь у каждого свое понимание хорошего. Мы попробуем разобраться, какая  роль родителей в воспитании конкурентоспособности своих  детей.

           В разных семьях роль родителей в воспитании детей абсолютно разная. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

               А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети.

               К сожалению, и те, и другие родители хорошими считаются только с их точки зрения, хотя на самом деле, ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не содействуют успешному воспитанию хороших детей. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

          Но как же тогда правильно воспитать ребенка? Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

         Главная роль родителей в воспитании ребенка – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте ребенка не оставлять его наедине с самим  собой.

         Основа для сохранения душевного единения - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни детей, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
             Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится,  как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим детей, подкреплялось конкретными примерами, чтобы они видели, что у взрослых теория не расходится с практикой.

         Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Стили воспитания детей

                Роль родителей в воспитании конкурентоспособных качеств  у детей зависит от становления их самооценки. Существуют определенные стили семейного воспитания: демократический, авторитарный попустительский.
        При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка: стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку: стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
         Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

         В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Каковы же главные правила воспитания детей?

         Для того, чтобы роль родителей в воспитании детей несла положительный результат, необходимо помнить основные внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 - принимать активное участие в жизни семьи;

 -  всегда находить время, чтобы поговорить с детьми;

 - интересоваться проблемами детей, вникать во все возникающие в их жизни     сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-  не оказывать на детей никакого нажима, помогая им  тем самым самостоятельно принимать решения;

-  иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

- уважать право ребенка на собственное мнение;

- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к детям, как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

            Очень важным моментом является  создание и расширение круга отношений детей   к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. Важно помнить, что личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

           Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является - семья, где и происходит закладывание основ личности. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

         Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья- все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

         Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

         Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет, будет ли он успешен в жизни и конкурентоспособен.

         Трудно переоценить значение труда в жизни человека вообще и в его  конкурентоспособности. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка, что также влияет на его успешность в жизни.
             Уважаемые родители!

Поддерживаете ли Вы нашу точку зрения?

Задумываетесь ли Вы над вопросом:  как помочь нашим детям стать конкурентоспособными и успешными во взрослой жизни?
    Спасибо!

Материал подготовила заместитель директора по учебно – методической работе  А.В.Финогенова

ОНЛАЙН – СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Взаимодействие семьи и школы в формировании конкурентоспособной личности»

         Уважаемые родители! Вы согласитесь с нами, что каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Мы желаем ребенку, чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.  Вы уже знаете, что эти качества называются конкурентоспособностью личности. Мы живем в эпоху рыночных отношений, и желаем мы того, или не желаем, приходится бороться за свое место под солнцем. Мы хотим,  чтобы ребенок,  выйдя из - под родительской опеки, стал самостоятельным и нашел себя в жизни. Как сделать его конкурентоспособным, как научить его адаптироваться во взрослой жизни и при этом оставаться хорошим человеком?

         Представьте себе, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

         На первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества

         На втором этаже – обычные товары средней цены и качества.

         На третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

         На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал третьему этажу – был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты, стал артистом, политиком, бизнесменом, космонавтом или врачом. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажа. И ваш ребенок не исключение, вы знаете это. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы в нем изменить.

         Вы уже знаете, что конкурентоспособность - это важное качество личности, которое подразумевает профессиональные и общекультурные навыки, креативное и рациональное мышление и поведение, способность объективно оценить требования работы и творчески подходить к решению проблем, способность проявлять лидерские качества.

         Какое слово можно использовать в качестве синонима слова «успех»? Ответ: слово «удача», оно образуется от слова «удается», то есть удается сделать что-то задуманное.

         Что же необходимо для того, чтобы стать волевой конкурентоспособной личностью?

- Уметь сказать «нет», если что-то вредно для здоровья, учебы и т.д.;

- разумно использовать свое время;

- не поддаваться отрицательным соблазнам, которые мешают полезным делам;

- проявлять настойчивость и терпение;

- соблюдать правила поведения и дисциплины;

- обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;

- контролировать свое поведение;

- учиться преодолевать трудности;

- изживать недостатки, вредные привычки.

         Современное общество предъявляет к выпускникам средней школы повышенные требования: конкурс при поступлении в вузы, проблемы устройства на работу, сложности, часто возникающие при выполнении служебных обязанностей в связи с постоянным усложнением процесса производства. Все это можно назвать словом «конкуренция», поэтому становление конкурентоспособных качеств личности – важная задача, стоящая перед школой и перед родителями.

         Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок стал успешным в жизни?

         Думаем, что «да».

         Но понятие «успешность» включает в себя не только целеустремленность и стартовые возможности. Что же еще? Психологи считают, что успех включает в себя компетентность в общении, гибкость, активную жизненную позицию и правильный выбор профессии. Как видите, выбор профессии стоит на последнем месте в числе слагаемых успеха, а главные позиции занимают человеческие качества, относящиеся к нравственной категории. То есть человек может быть классным специалистом в своей профессии, но если он не обладает общепринятыми нормами морали и нравственности, он не может быть успешным и конкурентоспособным. «Как воспитать конкурентоспособную личность, не уничтожив человеческие качества в ребенке?»

         Анкетирование учащихся показало, что наиболее предпочтительными профессиональными областями являются «педагогика», «медицина», «предпринимательство», «техника», «сфера обслуживания». Но не всегда выбранная профессия соответствует интеллектуальным способностям ученика, самооценка часто завышена, дети не сопоставляют планируемые цели с реальными своими возможностями. Часто настораживает и мотивация учебы: многие честно заявляют, что хотел бы получить высокооплачиваемую, престижную работу, стать богатым и всесильным. Такая ситуация настораживает, ведь задача школы не только научить, но и воспитать, поэтому конкурентоспособность и нравственность должны стать неразделимыми качествами личности выпускника.

         Современное рыночное общество само по себе формирует у наших детей конкурентоспособные качества.

         Какова же роль совместной работы школы и родителей в воспитании конкурентоспособной личности, человеческих качеств в ребенке?

         Как уберечь своего ребенка от плохой компании, алкоголизма и наркомании?

         Ответ один: занять его полезным делом - учебой, работой, спортом…

         Сенека сказал когда – то мудрые слова: «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

         Поразмышляйте, как вы понимаете эти слова?

         Вместе со школой уже сейчас, пока Ваш ребенок еще не стоит перед дилеммой срочного выбора профессии, Вы должны обсудить следующие вопросы:

- предпочтительная профессиональная  область для Вашего ребенка;

- какие предметы для этого необходимо знать углубленно;

- какое учебное заведение можно выбрать;

- какой может быть запасной вариант;

- какие личные качества дл этого необходимы;

- какое материальное обеспечение будет иметь Ваш ребенок в будущем.

         Для каждой работы необходимы какие-то свои качества личности, которые необходимо воспитать в детях уже сейчас. Вы трезво должны оценить материальное вознаграждение, которое Ваш ребенок в будущем будет получать за свой труд: начинать нужно с малого. Подобные карты личностного роста ребенка, по мнению психологов, очень помогают добиться желаемых результатов. Я советую вам всем разработать их  для своего ребенка. Она поможет Вам сформировать его интеллектуальный и профессиональный потенциал.

         Возможно, Вы знаете притчу о Руанском соборе: «В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой сказал: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Я строю Руанский собор».

         Что символизирует притча?

         Притча символизирует отношение людей к своему труду: в ответах каменщиков отражены три основных смысла человеческой деятельности:

- делать что-то, не задумываясь о том, зачем это нужно;

- видеть в труде только материальную выгоду;

- любить и гордиться выбранной профессией, видеть красоту в труде.

         Уважаемые родители! Почаще общайтесь с учителями Ваших детей. Рассказывайте им об особенностях ребенка. Спрашивайте об успехах не только в учебе, но и личностном развитии. Только вместе – школа и родители – можно сделать ребенка счастливым во взрослой жизни.

         Согласны ли Вы с нашим мнением?

         Полезны ли были для Вас наши рекомендации?

         Считаете ли Вы, что конкурентоспособность Вашего ребенка сыграет большую роль в его благополучии?

Он-лайн конференция для родителей по инновационному проекту. 
«Роль семьи в формировании конкурентоспособности личности ребенка»

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры, цели и задачи.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, все устройство нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, их успешность в семье и обществе, семейные традиции, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Сегодня мы продолжаем разговор о формировании конкурентоспособности личности.

Конкурентоспособность выражает, с одной стороны, требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся в соответствии с требованиями общества и государства. Усвоенные ребенком составляющие конкурентоспособности остаются с ним и только в течение жизни совершенствуются. В конкурентоспособности органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности и поведения, взаимоотношений с другими людьми, партнерами, эмоциональная устойчивость.

В соответствии с этими компонентами можно выделить следующие задачи воспитания конкурентоспособности у детей, которые стоят перед родителями.

Формирование культуры деятельности.

Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в отношении детей к общественному имуществу, как к своим личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.

Формирование культуры общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в

быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий и слов.

Решение задач по формированию конкурентоспособности можно соотнести с формированием у детей культуры поведения. Это поможет общению ребенка с окружающими, обеспечит ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил конкурентоспособного поведения, привычками их выполнения.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

О важности роли личного примера родителей известно давно. Мы хотим процитировать Л.Н.Толстого, великого русского писателя, который определил роль личного примера следующим образом: "Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями".

Как видим, личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. В психологии есть такой термин: "незаметное воспитание" - это и есть воздействие на ребенка в семье, поведение родителей в той или иной ситуации, их отношение к ребенку, их эмоциональное и энергетическое состояние.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают, прежде всего, своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.

Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.

Дети учатся жить у жизни и для жизни.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривали, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалили, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Все эти качества необходимы для конкурентоспособной и успешной личности. А каждому родителю очень хочется, чтобы дети были в жизни именно такими.

Уважаемые родители! Вы в решении этих вопросов не одиноки. Учреждение образования – ваш помощник.

Согласны ли Вы с изложенными утверждениями? Согласны ли Вы вместе со школой воспитывать у детей качества, которые в будущем сделают Ваших детей успешными в жизни?

Спасибо!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.